Тихий городок Kirkliston. Пригород Эдинбурга. Там я её и купил.
Судя по механике G. RANCE – это гитара 1830-х. Такую механику ставил Луис Панормо на свои гитары 1826 и 1827 годов.
Судя по лекалам, приставному грифу, ламинированной нижней еловой деке и костяным кантам – гитара сделана в 1810-1820х годах, до рождения червячной механики. В пользу этой версии так же выступает V-образный шип крепления головы, который, в свою очередь не является единым целым с шеей грифа. Есть стойкое ощущение, что 8-образную фрикционную голову заменили на панормо-подобную голову позже, когда появилась червячная механика. Это частая история того времени.
Материал корпуса гитары – Satinwood – атласное дерево, произраставшее в Индии и на Шри-ланке, что рядом.
Франция и Британия в 18-м веке интересовались Индийскими территориями весьма дотошно, постоянно применяя свои колониальные силы для передела территорий. Так что сказать с чьей колонии спилено дерево для этой гитары – сложно.
Привычные нам гитары английского производства появились после того, как от смуты наполеоновских войн в Англию бежало немало французов. Они-то и завезли с собой технологии знакомых современному пониманию гитар. До этого в Англии звучали цистры.
Несмотря на то, что гражданин Лондона лютье Панормо (итальянец с франко-гитарным образованием, кстати), усердно продвигал в Англии свою гитару «in Spanish style» с её характерным испанским корпусом, позже увековеченным Мартином в его парлорах, многие прочие начинающие английские лютье остались верны французской гитарной школе.
В итоге становится невозможным предугадать истинное происхождение данной гитары, однако несомненно она является характерным образцом ранней французской гитарной школы, сделана из ценных пород дерева, слоновой кости и имеет одну из первых червячных механик, наличие которой сразу же удваивало стоимость гитары.
Ответственная задача. Костяные канты очень ломкие, поэтому медленно отделяю их с помощью пара. Нельзя переувлажнить. Кость может повести себя самым безобразным образом. Оказалось, и это было ожидаемо, что костяной кант не целен по своей структуре, имеет стыки. Выпершая от времени в кант пружина тоже повлияла на его целостность, кант треснул симметрично и там. Ничего страшного.
Внутри гитара была жутко грязной. Это не добавляет ей исторической ценности, поэтому я аккуратно снял пружины, и отмыл деку. Немного шлифанул перед приклейкой сухарей и новых пружин.
После вскрытия выяснилось, что Дека треснула не только по футеру ели сквозной трещиной через ламинацию атласного дерева, но и еще в нескольких местах снизу скрытыми трещинами в еловом слое. Пришлось сделать несколько едва-заметных дополнительных сухарей из остатков какой-то старинной деки.
Для начала я стягиваю фугу, одновременно наклеивая футер. Дальше дело за мелкими трещинами.
На нижнюю деку клею оригинальные пружины на место, они хорошие.
С верхней декой сложней — там пружины сели. Из елового ящика старинного стола получаются отличные выдержанные пружины. Ну и новый футер, конечно.
Закрывать корпус решил постепенно, очень аккуратно, мне надо сохранить оригинальный костяной кант и разгул по ширине паза мне ни к чему.
Забыл запечатлеть постановку канта и жилки. Но там кант старый, костяной. Жилка новая.
Сейчас идёт процесс покраски. В основном это будет щелачная политура, но чтобы закрепить древесный слой, сначала будет нитрогрунт. На нитро отлично ложится щелак.
Есть много мнений по поводу смыслов реставрации, и у всех есть свои "ЗА". Мнения можно разложить по оси "Полная Аутентичность и в витрину" — "Игровое состояние". Я выбрал золотую середину. Что бы инструмент стал рабочим и сохранил максимум аутентичности.
Нитрогрунт помогает законсервировать верхний слой 200-летней древесины, которая за 2 века окислительных процессов стала рыхлее. Сверху щелак. Итого — аутентичный шелковый блеск + чуть плотнее и моложе звук, чем был бы без грунта.
Пришло время вставить лады. Какие лады были в оригинале я точно себе представить не могу. Но точно могу сказать, что судя по толщине пропилов в накладке грифа (0,6 мм) лады не были костяными и не были в виде вбитых полосок металла, как на цитрах. Лады как и современные, имели профиль грибка. Профиль грибка для тех времён был весьма редким и подобная ладовая проволока еще раз подчёркивает не весьма высокий класс инструмента. Для реставрации я специально заказал бронзовые лады со старинным выпуклым профилем грибка. Высотой 1 мм, и шириной 1,35 мм. Для справки, современные лады имеют ширину 2 мм и более при той же высоте. Многими подмечено, что бронза на накладке чёрного дерева выглядит сногсшибательно. Не путать с латунью, хотя и латунь неплохо смотрится.
Часть ладов крепится прямо на деку. С ними надо быть очень осторожным. Я дремелем немного сточил по высоте их хвостовик, посадил на клей. Далее все лады притёр как обычно и восстановил их округлость спец-инструментом, после заполировал.
Настал ответственный момент приклейки подставки. Гитара была куплена с неоригинальной массивной подставкой из палисандра, увы. Из оригинальностей осталась лишь одна декоративная кнопка из чёрного дерева с перломутровым кружком диаметром 6,5 мм. В итоге я сдела новую подставку также из черного дерева загодя, восстановив её геометрию по очертаниям оригинальной подставки на деке до её шлифовки. Вторую кнопку сделал по образцу первой.
Перед приклейкой подставки я заполировал верхнюю деку до блеска, что бы после не иметь с этим трудностей. Остальную часть корпуса заполирую в самом конце.
В итоге вышло не плохо.
Теперь осталось профрезеровать паз под порожек и просверлить отверстия под пины. Всё это делается по месту, после приклейки подставки.
Последние процедуры не фотографировал, они достаточно стандартные и пояснений не требуют.
Скажу только, что пока натягивал струны — жутко нервничал, казалось, что двухвековая гитара не выдержит натяжения современных струн. Струны ставил нормального натяжения
В итоге всё натянулось, настроилось и заиграла. Заиграла великолепно, даже не пришлось разыгрывать. Хотя конечно, она еще и разыграется.
Стерильную фотосессию можно посмотреть в личной коллекции
Выражаю огромную благодарность Павлу Деснёву и его мастерской 10 струн за неоценимую помощь и предоставленную возможность постичь тайны реставрации.