Старинная романтическая гитара ранней французской школы, 1810-1830х годов

Общие сведения

  • Мензура

    645
  • Акустическая схема пружин

    Венская, с параллельными пружинами
  • Материалы

    Верхняя дека – ель. Обечайки - массив атласного дерева. Нижняя дека – ель, ламинированная атласным деревом. Накладка и подставка – чёрное дерево. Гриф фанерован черным деревом. Канты – кость.

План реставрации

  • Верхняя дека провалена

    равномерно по всей поверхности, от её собственного усыхания. Буду вскрывать заднюю деку и через нее менять пружины.
  • Нижняя дека надтреснула по фуге

    фуге со стороны еловой её части. Плюс еще несколько трещин. Буду стягивать на сухари.
  • Гитару роняли, потом ремонтировали

    Была собрана из кусков часть обечайки без вскрытия инструмента. Обечайка не очень ровная. Попробую выровнять и поставить контрфорсы.

Такая вот досталась мне гитара из Англии. Она безымянная.

Тихий городок Kirkliston. Пригород Эдинбурга. Там я её и купил.

Возраст и происхождение

Судя по механике G. RANCE – это гитара 1830-х. Такую механику ставил Луис Панормо на свои гитары 1826 и 1827 годов.

Судя по лекалам, приставному грифу, ламинированной нижней еловой деке и костяным кантам – гитара сделана в 1810-1820х годах, до рождения червячной механики. В пользу этой версии так же выступает V-образный шип крепления головы, который, в свою очередь не является единым целым с шеей грифа. Есть стойкое ощущение, что 8-образную фрикционную голову заменили на панормо-подобную голову позже, когда появилась червячная механика. Это частая история того времени.

Материал корпуса гитары – Satinwood – атласное дерево, произраставшее в Индии и на Шри-ланке, что рядом.

Франция и Британия в 18-м веке интересовались Индийскими территориями весьма дотошно, постоянно применяя свои колониальные силы для передела территорий. Так что сказать с чьей колонии спилено дерево для этой гитары – сложно.

Привычные нам гитары английского производства появились после того, как от смуты наполеоновских войн в Англию бежало немало французов. Они-то и завезли с собой технологии знакомых современному пониманию гитар. До этого в Англии звучали цистры.

Несмотря на то, что гражданин Лондона лютье Панормо (итальянец с франко-гитарным образованием, кстати), усердно продвигал в Англии свою гитару «in Spanish style» с её характерным испанским корпусом, позже увековеченным Мартином в его парлорах, многие прочие начинающие английские лютье остались верны французской гитарной школе.

В итоге становится невозможным предугадать истинное происхождение данной гитары, однако несомненно она является характерным образцом ранней французской гитарной школы, сделана из ценных пород дерева, слоновой кости и имеет одну из первых червячных механик, наличие которой сразу же удваивало стоимость гитары.

Вскрытие пациента.

Ответственная задача. Костяные канты очень ломкие, поэтому медленно отделяю их с помощью пара. Нельзя переувлажнить. Кость может повести себя самым безобразным образом. Оказалось, и это было ожидаемо, что костяной кант не целен по своей структуре, имеет стыки. Выпершая от времени в кант пружина тоже повлияла на его целостность, кант треснул симметрично и там. Ничего страшного.

Внутри гитара была жутко грязной. Это не добавляет ей исторической ценности, поэтому я аккуратно снял пружины, и отмыл деку. Немного шлифанул перед приклейкой сухарей и новых пружин.


Реставрация нижней деки

После вскрытия выяснилось, что Дека треснула не только по футеру ели сквозной трещиной через ламинацию атласного дерева, но и еще в нескольких местах снизу скрытыми трещинами в еловом слое. Пришлось сделать несколько едва-заметных дополнительных сухарей из остатков какой-то старинной деки. 

Для начала я стягиваю фугу, одновременно наклеивая футер. Дальше дело за мелкими трещинами. 


Окончание реставрация дек и закрытие корпуса

На нижнюю деку клею оригинальные пружины на место, они хорошие.

С верхней декой сложней — там пружины сели. Из елового ящика старинного стола получаются отличные выдержанные пружины. Ну и новый футер, конечно.

Закрывать корпус решил постепенно, очень аккуратно, мне надо сохранить оригинальный костяной кант и разгул по ширине паза мне ни к чему.

 


Покраска

Забыл запечатлеть постановку канта и жилки. Но там кант старый, костяной. Жилка новая.

Сейчас идёт процесс покраски. В основном это будет щелачная политура, но чтобы закрепить древесный слой, сначала будет нитрогрунт. На нитро отлично ложится щелак. 

Есть много мнений по поводу смыслов реставрации, и у всех есть свои "ЗА". Мнения можно разложить по оси "Полная Аутентичность и в витрину" — "Игровое состояние". Я выбрал золотую середину. Что бы инструмент стал рабочим и сохранил максимум аутентичности.

Нитрогрунт помогает законсервировать верхний слой 200-летней древесины, которая за 2 века окислительных процессов стала рыхлее. Сверху щелак. Итого — аутентичный шелковый блеск + чуть плотнее и моложе звук, чем был бы без грунта.

Готова к покраске
Готова к покраске0
Тон
Лакирование щелаком
Лакирование щелаком

Лады

Пришло время вставить лады. Какие лады были в оригинале я точно себе представить не могу. Но точно могу сказать, что судя по толщине пропилов в накладке грифа (0,6 мм) лады не были костяными и не были в виде вбитых полосок металла, как на цитрах. Лады как и современные, имели профиль грибка. Профиль грибка для тех времён был весьма редким и подобная ладовая проволока еще раз подчёркивает не весьма высокий класс инструмента. Для реставрации я специально заказал бронзовые лады со старинным выпуклым профилем грибка. Высотой 1 мм, и шириной 1,35 мм. Для справки, современные лады имеют ширину 2 мм и более при той же высоте. Многими подмечено, что бронза на накладке чёрного дерева выглядит сногсшибательно. Не путать с латунью, хотя и латунь неплохо смотрится.

Часть ладов крепится прямо на деку. С ними надо быть очень осторожным. Я дремелем немного сточил по высоте их хвостовик, посадил на клей. Далее все лады притёр как обычно и восстановил их округлость спец-инструментом, после заполировал.

Посадка лада на клей
Восстановление геометрии лада после притирки
Лады в ожидании полировки
Лады заполированы

Полировка верхней деки и приклейка подставки

Настал ответственный момент приклейки подставки. Гитара была куплена с неоригинальной массивной подставкой из палисандра, увы. Из оригинальностей осталась лишь одна декоративная кнопка из чёрного дерева с перломутровым кружком диаметром 6,5 мм. В итоге я сдела новую подставку также из черного дерева загодя, восстановив её геометрию по очертаниям оригинальной подставки на деке до её шлифовки. Вторую кнопку сделал по образцу первой.

Перед приклейкой подставки я заполировал верхнюю деку до блеска, что бы после не иметь с этим трудностей. Остальную часть корпуса заполирую в самом конце.

В итоге вышло не плохо.

Теперь осталось профрезеровать паз под порожек и просверлить отверстия под пины. Всё это делается по месту, после приклейки подставки.

Новая подставка из чёрного дерева
Новая подставка из чёрного дерева
Притирка подставки под купол деки
Приклейка подставки
Приклейка подставки
Приклейка подставки

Финал

Последние процедуры не фотографировал, они достаточно стандартные и пояснений не требуют.

Скажу только, что пока натягивал струны — жутко нервничал, казалось, что двухвековая гитара не выдержит натяжения современных струн. Струны ставил нормального натяжения

В итоге всё натянулось, настроилось и заиграла. Заиграла великолепно, даже не пришлось разыгрывать. Хотя конечно, она еще и разыграется.

Стерильную фотосессию можно посмотреть в личной коллекции

Выражаю огромную благодарность Павлу Деснёву и его мастерской 10 струн за неоценимую помощь и предоставленную возможность постичь тайны реставрации.

Финал
Финал
Финал
Финал