Восстановление утрат обычно происходит по желанию, если таковые имеются, однако, по второй и третьей сущности происходит деление понятия реставрации на музейную и коммерческую.
Наблюдается такая закономерность: Чем больше возраст и уникальность объекта наследия, тем больше уклон в консервацию и аутентичность. Египетскую мумию, например, никто перебинтовывать не будет, консервируют как есть, лишь бы не развалилась. Напротив, малярно-жестяные работы в автосервисе — яркий пример коммерческой реставрации. Применительно к предметам быта 100-200 летней давности методика реставрации гуляет по оси «Аутентичность— функциональность». Всё зависит от желаний заказчика–коллекционера, а среди реставраторов также разгораются жаркие споры.
И вот теперь о старинных гитарах
Самый главный спор - сохранять ли старинный лак и тон. Все знают легенду про скрипки Страдивари и их секретный лак. и всё-таки это легенда. Просто Страдивари был очень талантливым мастером-самородком, сделавшим много сотен инструментов. На 300м инструменте стало отлично получаться.
Сам по себе лак действительно влияет на звук и лаков наизобретали сейчас великое множество. Лак имеет свою плотность толщину и структуру. Сочетание лака с деревянной декой рождает композитную акустическую мембрану. Так грамотно лакированная дека позволяет раскрыть все акустические свойства её древесины.
Что же касается полустёртого старинного лака на деке старинной гитары, то это обычно щелачная политура или янтарный лак. Такой лак сильно подвержен влияниям окружающей внешней среды — влажности и и ультрафиолету. Лак становится мутным и иногда даже отлетает мелкой пылью как перхоть с седой головы. Никаких акустических свойств такой лак выжать из деки не способен. Напротив своим рыхлым весом он еще и глушит её. Аутентичных свойств, если вдуматься, такой лак тоже не несёт. Мастер ведь не задумывал такой вид гитары. она такой стала.
Исходя из этого моё мнение таково, что такую гитару всё же надо перелакировывать. Единственное чем мы жертвуем при перелакировке - это оригинальным цветом деки — тоном. Однако часто тон уже протёрт ногтями до древесины и такой тон шлифовать не жалко. К подбору цвета нового тона надо подходить ответственно. Лучше всего иметь типографский цветовой веер, идентифицировать цвет сначала по старому тону, а уж после подбирать цвет нового.
Шлифовка уменьшит толщину деки, а смывка только снимет лак, скажете вы, и отчасти вы будите правы. Но я вам всё равно возражу.
Дело в том, что старый лак еще сидит и в порах дерева, и из пор он просто так не вымоется. В итоге всё равно придётся шлифовать чтобы подготовить качественно поверхность. Смыть щелачную палитуру можно спиртом. Уйдёт много спирта и будет куча грязи, которая еще сильней въестся в поры. Спирт растворяет щеллак и смолу. Смола естественным образом содердится в структуре еловой деки в окаменелом ввиде и вымывание её спиртом к акустическим улучшениям не приведёт.
Я выбираю шлифовку. Шлифовка не изменит структуру деки изнутри. Да, толщина деки немного уменьшится, но шлифовать всё равно придётся даже после смывки. Более того деку даже полезно будет отшлифовать. Помните про агрессивную внешнюю среду? Внешняя среда скрозь полуразрушенный лак уже успела добраться до древесины и на подобии спирта начать разрушительные процессы. Правда только по самому поверхностному слою. Такой слой просто необходимо сошлифовать, он уже бесполезен. Толщина деки обычно 2,5-3 мм. глубина сошлифовки примерно 0.1 мм. То есть при шлифовке уйдёт примерно 3-4% толщены деки. Это не так много при массе других положительных достоинств.
Очевидно, что если гитара изначально была покрыта щелаком, то и крыть надо щелаком. Долго, нудно, тампоном. Шёлковый блеск в итоге вознаградит вас за все ратны труды. Однако есть один нюанс. Чтобы дека слегка законсервировалась её надо прогрунтовать нитролаком. Тончайшим слоем на уровне забивания пор и тончайшей плёночки сверху. Сам по себе щелак довольно мягок и проигрывает современным лакам в качестве раскрытия акустических свойств дек. Нитрогрунт — это визуально незаметный но важный тюнинг в реставрации. Именно нитрогрунт сделает из нашей деки ту самую композитную акустическую мембрану. Можно и без него, конечно, но с ним гитара станет чуть помоложе звуком, кто бы и как не хвалил глухой тембр древней деки за тёплый и ламповый звук.
Щелак и нитро — это как соль и перец — базовые приправы к почти всем не дессертным блюдам.В редких случаях бывает, что лак выглядит отлично, значит гитару хранили в чехле при нормальной постоянной влажности. Очевидно, что с таким покрытием нет смысла что либо делать.
Старинные гитары в основном клеились на костный клей (на мездру) или рыбный (на рыбу). Чаще всего на мездру. Мездра имеет свойство пересыхать в засушливых условиях и превращаться в пыль. Мездра - это желатин, и из неё можно сварить холодец. Такое блюдо любят не только граждане на новый год, но и микроорганизмы.
Если вы хотите качественно от реставрировать гитару, то качество приклейки пружин к деке стоит внимательно проверить и переклеить в случае появившихся подозрений. Клеить на мездру или современный Tiedbond — дело вкуса. Вся современность клеит гитары на Tiedbond и костный клей уже не имеет перед ним ни каких преимуществ.
НАКЛАДКА И ЛАДЫ
ТРЕЩИНЫ
Трещины портят звук однозначно.
Трещины бывают 2-х видов. От усушки или от удара.
Трещина от удара не имеет ширины и её можно проклеить и стянуть. Трещину от усушки надо зареивать.
Самое сложное, когда Лак на гитаре чудом сохранился в первозданном состоянии так было у меня на Karl Muller, и ставить рейку не хотелось. Я принял временную меру и залил их клем Tiedbond, благо трещины были не широкие. Всем кто так захочет сделать посоветую всё же использовать синий Tiedbond, который водостойкий. При перемене влажности дека дышит и классический красный Tiedbond начинает выдавливать. Оба этих клея можно размыть спиртом, если захочется.