Добротная версия компактной гитары американского типа Parlor. Законодателем подобного стиля был C.F. Martin (1796 – 1873), ученик австрийского мастера Штауфера и начавший своё дело в Америке, в 1833 г.
Эта гитара совмещает в себе черты как немецкой школы гитаростроения (линии корпуса, волнистый клён, типичная немецкая мозаика, схема пружин), так и типичную для парлоров форму грифа, форму подставки и общие размеры.
Гитара досталась мне с косметической реставрацией. В верхней деке несколько открытых трещин, гриф прогнут, нижняя дека абсолютно цела, однако в целом, если прищуриться, выглядит аккуратно и красиво. На этой гитаре я буду испытывать метод реставрации трещин от японского мастера Makoto Tsuruta. Но об этом ниже, с картинками.
Довольно много трещин досталось нашей многострадальной деке. И так, буду пробовать метод реставрации от мастера Makoto Tsuruta. Классический быстрый метод постановки реек заключается в том, что рейка клиновидного сечения. Под нее делают клиновидный паз и рейка вжимается в паз до конца и приклеивается. Лишнее снаружи стачивается. Минус метода в том, что дека дышит от перемен влажности и рейку со временем выдавливает.
Суть метода Makoto Tsuruta в том, что рейка прямоугольного сечения со снятами фасками на одной малой грани. Так рейку легко продавить в подготовленную для реставрации трещину.
P.S.: Крупные сухари изнутри приклеены временно для фиксации очень длинной трещины, что бы та не гуляла при зареивании.
Дека залечена и установлены новые пружины взамен просевших. И конечно наклеен футер.
Сложностей с закрытием нижней деки не возникло. Дека целая и пружины я на ней не менял. Всё вошло паз в паз.
Справедливости ради должен признаться, что узкие рейки мне не понравились и я, профрезеровав пазы поверх, вставил новые, как это делал обычно. Они с прецезионной точностью заняли своё место.
После мы покрыли деку нитрогрунтом и сверху я нагнал несколько слоёв отличного итальянского шелака. Рейки проявились, как всегда, но не критично. Зато родная искра у деки сводит с ума.
Накладку и подставку решил сделать из хорошего чёрного дерева. Оригинальная накладка была сточена и восстановлению не подлежала, а подставку покоробило. Более того, оригинальные накладка и подставка была сделаны из бука, наверное от экономии.
Сейчас накладка с подставкой из жесткого чёрного дерева многолетней выдержки, и деформация им не грозит в ближайшие лет 100.
Что я тут могу сказать. Скажу как есть. В этом проекте у меня не было цели сохранить максимум оригинала. Те же накладка и подставка почему-то были сделаны из бука. Бук — не особо музыкальное дерево и вид у него простоват. Поэтому я принял решение заменить его на первоклассное чёрное дерево. Чёрное дерево ко всех смыслах лучше — и сточки зрения проводимости звука, и с точки зрения прочности, и с эстетической точки зрения. верхняя дека полностью перелакиована щеллаком. На ней не было тона, нет и теперь. Её цвет - естественный цвет 140-летней древесины. Тон грифа и корпуса удалось сохрнанить. сверху всё так же порыто слоем прозрачной палитуры.
В итоге получился отличный инструмент, с отличным бодрым звучанием без всяких там волчьих нот. 140-летняя дека с полностью канифолизированными смолами тому результату виновник. Удобство и идеальную прямизну грифа не без скромности запишу себе в портфолио.
Стерильную фотосессию можно посмотреть в личной коллекции.