Старинная немецкая гитара типа Parlor конца 19 века

Общие сведения

  • Мензура

    ?
  • Акустическая схема пружин

    Венская, с параллельными пружинами
  • Материалы

    Верхняя дека – ель. корпус - массив волнистого клёна. Накладка и подставка – тонированный клён.

План реставрации

  • Верхняя дека вся в трещинах и немного провалена

    Буду вскрывать заднюю деку и через нее менять пружины на верхней и реить трещины.

  • Гриф прогнут

    Наверное придётся менять накладку и лады. В принципе можно попробовать сохранить старую накладку, но большой ценности в ней нет, Накладка на гитаре это всё-таки расходный материал. Её разбивают периодической заменой ладов. на то она и накладка, как подворотничок на гимнастёрке.

  • Внешний вид гитары

    После установки реек попробую локально затонировать рейки и пройтись щелачной политурой, обновив покрытие. Постараюсь сохранить оригинальный тон деки без её вышлифовки и тонировки заново.

Гитара типа Parlor из Германии. Она безымянная.

Добротная версия компактной гитары американского типа Parlor. Законодателем подобного стиля был C.F. Martin (1796 – 1873), ученик австрийского мастера Штауфера и начавший своё дело в Америке, в 1833 г.

Эта гитара совмещает в себе черты как немецкой школы гитаростроения (линии корпуса, волнистый клён, типичная немецкая мозаика, схема пружин), так и типичную для парлоров форму грифа, форму подставки и общие размеры.

Гитара досталась мне с косметической реставрацией. В верхней деке несколько открытых трещин, гриф прогнут, нижняя дека абсолютно цела, однако в целом, если прищуриться, выглядит аккуратно и красиво. На этой гитаре я буду испытывать метод реставрации трещин от японского мастера Makoto Tsuruta. Но об этом ниже, с картинками.

 

Вскрыте пациента.

Вскрытие инструмента прошло без затруднений. Я купил маленькие шпатели для художников - мастехины. Они тонкие и гибкие. Ими очень хорошо отделять кружины от деки. Фотографировать каждый раз одно и тоже не хотелось, по этому вот - одно фото внутренностей.

Реставрация верхней деки

Довольно много трещин досталось нашей многострадальной деке. И так, буду пробовать метод реставрации от мастера Makoto Tsuruta. Классический быстрый метод постановки реек заключается в том, что рейка клиновидного сечения. Под нее делают клиновидный паз и рейка вжимается в паз до конца и приклеивается. Лишнее снаружи стачивается. Минус метода в том, что дека дышит от перемен влажности и рейку со временем выдавливает.

Суть метода Makoto Tsuruta в том, что рейка прямоугольного сечения со снятами фасками на одной малой грани. Так рейку легко продавить в подготовленную для реставрации трещину.

  • Прочистка и трещины и выравнивание её ширины.
  • Фаска, что бы подготовленная рейка зашла в трещину.
  • Примерка. Рейка на сухую должна с лёгким трением зайти в трещину.
  • Вклеивание рейки.
  • Засухаривание каждой рейки дополнительно, использую магниты

P.S.: Крупные сухари изнутри приклеены временно для фиксации очень длинной трещины, что бы та не гуляла при зареивании.


Пружины и закрытие корпуса

Дека залечена и установлены новые пружины взамен просевших. И конечно наклеен футер.

Сложностей с закрытием нижней деки не возникло. Дека целая и пружины я на ней не менял. Всё вошло паз в паз.


Шлифовка верхней деки и покраска

Справедливости ради должен признаться, что узкие рейки мне не понравились и я, профрезеровав пазы поверх, вставил новые, как это делал обычно. Они с прецезионной точностью заняли своё место.

После мы покрыли деку нитрогрунтом и сверху я нагнал несколько слоёв отличного итальянского шелака. Рейки проявились, как всегда, но не критично. Зато родная искра у деки сводит с ума.

Шлифовка
Шлифовка
Лакировка щелаком

Накладка, лады и подставка

Накладку и подставку решил сделать из хорошего чёрного дерева. Оригинальная накладка была сточена и восстановлению не подлежала, а подставку покоробило. Более того, оригинальные накладка и подставка была сделаны из бука, наверное от экономии.

Сейчас накладка с подставкой из жесткого чёрного дерева многолетней выдержки, и деформация им не грозит в ближайшие лет 100.

Притирка и полировка
Подгонка подставки

Финал

Что я тут могу сказать. Скажу как есть. В этом проекте у меня не было цели сохранить максимум оригинала. Те же накладка и подставка почему-то были сделаны из бука. Бук — не особо музыкальное дерево и вид у него простоват. Поэтому я принял решение заменить его на первоклассное чёрное дерево. Чёрное дерево ко всех смыслах лучше — и сточки зрения проводимости звука, и с точки зрения прочности, и с эстетической точки зрения. верхняя дека полностью перелакиована щеллаком. На ней не было тона, нет и теперь. Её цвет - естественный цвет 140-летней древесины. Тон грифа и корпуса удалось сохрнанить. сверху всё так же порыто слоем прозрачной палитуры.

В итоге получился отличный инструмент, с отличным бодрым звучанием без всяких там волчьих нот. 140-летняя дека с полностью канифолизированными смолами тому результату виновник. Удобство и идеальную прямизну грифа не без скромности запишу себе в портфолио. 

Стерильную фотосессию можно посмотреть в личной коллекции.

Финал
Финал