Telesforo Julve (1918 – 1972) — Это наверное самая успешная испанская мануфактура по производству гитар первой половины 20-ого века. Мануфактура, как водится, названа в честь ее основателя Telesforo Julve Jordán, который родился на свет 11 января 1884 г. в Валенсии, в бедной семье.
Подростком, Telesforo отправился учиться столярному ремеслу к своему дяде Andrés Marín, который держал небольшую гитарную мастерскую. Кстати, гитары Andrés Marín до сих пор встречаются в продаже и коллекциях, стоят от 2000 евро и выглядят как и прочие рядовые гитары Испании того времени.
В 1909 г. Telesforo совместно со своими партнёрами Francisco Armengol Barrera и Francisco Lloréns Igual открывает свою первую мастерскую, а в 1910 г. выпускает первый каталог.
В 1918 г. Компания динамично развивается и приобретает своё окончательное имя — Telesforo Julve. И даже начинает работать на экспорт в Европу и Англию. Надо заметить, что качество гитар на экспорт значительно выше, чем у гитар для внутреннего рынка.
Успешная бизнес-модель и великолепный кадровый состав приводят к невероятному расширению фабрики и в 1933 г. Telesforo Julve поглощает своего знаменитого конкурента Salvador Ibanez — величайшую испанскую музыкальную мануфактуру рубежа веков. Бренд Ibanez достаётся японцам, а фабричные мощности вместе с мастерами — Telesforo.
В 1945г. умирает основатель компании Telesforo Julve Jordán, дела принимает его старший сын Telesforo Julve Torres, а с 1955 г. — младший сын Juan Julve Torres
С 60х годов фабрика Telesforo Julve не справляется с технологиями поточного производства и теряет в качестве и доходах, а в 1992 году полностью заканчивает своё существование.
Данная гитара — экспортный вариант для Англии 1934-1936 года. Сзади головы аккуратно прибита табличка магазина J.V. BOURON & SON. Вывод о дате сделан исходя из адреса на этикетке (делались 1934-1944) и окончания экспортной деятельности в 36м году в связи с гражданской войной в Испании и 2-ой Мировой войной сразу после.
Первые впечатления - двоякие. С одной стороны я слушал её на просаженной деке и очень плохих струнах. То есть в том виде, как она мне досталась. С другой стороны - при вскрытии стало понятно, что сам материал очень хороший, выдержанный и звонкий, будь то палиссандр или ель.
Гитара полноразмерная, массив, с мензурой 655 мм. Немножко смущает толщина корпуса, нынешняя классика потолще будет. Посмотрим, как скажется на басах.
Снимаю накладку, лады, подставку. Накладка сделана из кипариса и при прогревании начала приятно пахнуть камфорой. Лезвием прорезаю по канту и аккуратно отклеиваю деку. Клей старый, мездровый, отскакивает легко.
Внутри весьма простецкая акустическая схема и довольно халтурная обработка поверхностей, в особенности — верхнего клёца
После снятия деки потребовалось дополнительно проклеить все жилки пруфлинга и розетки.
В самой деке было три незначительные трещинки. Две из них я зареил, третью, на ухе большого овала, стянул на клей. Самое сложное – это инкрустировать ромбики поверх насверленных отверстий. Да, заметно это будет в любом случае, но гитару надо спасать, ей же уже почти 100 лет. Сама по себе дека внушает большие надежды — ёлка очень плотная и звонкая, плесень не тронула. Чтож, интересно ее послушать, после того как натяну ее на схему Торреса.
Дополнительно не поленился и обработал всю внутреннюю поверхность корпуса. Это должно добавить ясности звучания, поскольку повторюсь, палисандр великолепный — тонкий и звонкий.
Чтож, пора приступить к построению основы должного звучания.
Для начала я отклеиваю старый веер и все пружины. Зашкуриваю поверхность и клею подрозетник с сухарями на место заделанных мной ранее отверстий в деке.
Далее клею веер и сразу скалопирую веерные пружины. Да, ель для веера выбрана очень почтенного возраста выдержки, радиального распила. Возраст сделал древесину предельно лёгкой и звонкой. Веер будет врезан в гармоническую пружину для цельности конструкции звуковой мембраны (деки).
И вот только теперь, прорезав пазы в подрозетнике, клею гармоническую и верхнюю пружины. Её профиль выгнут для образования купола деки. Дека изогнулась, но теперь это не важно, веер-то уже на месте.
Последний аккорд - это нижние минипружинки для крепкости конструции и предупредения развития трещин в деке. Дека готова.
Сборку гитары решил делать на старых сухарях-контрагибах, для аутентичности. Это моя первая сборка корпуса гитары и, надо признаться, что прошла она не так гладко, как хотелось бы. За время реставрации корпус немножко гульнул, закрывал я гитару без формы и дека легла не совсем ровно. Я вновь частично отклеил и переклеил деку по сухарям. И так несколько раз. Стало лучше.
Кант в таких делах — расходник и я согнул на трубе новый. Кант как был так и остался — из бука.
Из-за неидеальной посадки деки, кант стал немного гулять по толщине и я его завалил по углу. Стало почти незаметно
Инкрустация поверх следов вандализма по очевидным причинам оказалась заметно светлей деки 90-летней выдержки и я решил опробовать стьюмаковский метод состаривания марганцовкой.
Рецепт не сложный:
По результатам могу отметить, что рецепт травления годный и имитирует реальное старение древесины. Но спрятать следы инкрустации полностью к сожалению не удасться из-за разности искры ели.
В финале клеится накладка, дека тонируется цвет оригинала и вся гитара закрепляется тонким слоем прозрачного нитролака для прочности. Далее планируется щелачная политура.
Первый раз пробовал наносить щелачную палитуру тампоном. Это не просто но вроде нигде сильно не навредил.
Сложность в том, что щеллак это какашки индийских древесных букашек растворённые в спирте, и раствор этот весьма липкий. Остановить тампон во время нанесения никак нельзя, иначе прилипнет и отдирать придётся вместе с ранее нанесённым слоем. В лучшем случае останется матовое пятно. Всё равно сошлифовывать и по новой.
Что бы не так липло на тампон надо капать пару капель масла типа веретёнка или схожего. Процесс такого лакирования весьма долог. Надо гагонять слой, ждать, нагонять - ждать.
Так я провозился около 3х недель. попутно занимаясть другими реставрациями.
В итоге лак был нагнан высушен и располирован. Всё-таки щелак обладает удивительным шёлковым блеском и это выглядит круто. Осталось дело за подставкой. Здесь мне помогали Павел и Стас.Финал заключается в установке порожков и натягивании струн.
Несмотря на то, что я поменял внутренности и по новой напряг деку, гитарка играла глуховато, однако уже через пару часов появились обертона. Это говорит о том, что не ней уже лет 30 никто не играл. Дерево глохнет. Но это поправимо, через пару неделек гитара должна ожить, поскольку потенциал в ней явно есть.
Выражаю сердешную благодарность Павлу Десневу и Стасу Плодухину за бесценный вклад и помощь в реставрации. Пусть гитарка поживет еще немного, рано ей в камин.
PS: Гитара разыгралась до невероятного. Вибрация при игре ощущается в любом месте корпуса и даже большим пальцем левой руки с тыльной стороны грифа. Глубина корпуса, повторюсь не очень большая, сверх-глубокого баса почти нет, однако палисандровый корпус не дал ей стать гитарой фламенко. Звучание очень богатое на обертона и четкость мелизмов. Палисандр корпуса дал всю силу баса, которая полагается при такой толщине корпуса. Ощущения при игре сложно обратить в слова, но есть ощущение, что гитара — как отдельный живой организм.
Я ничуть не жалею, что переделал пужинную схему из упрощенной в классику Торреса. Так старинная заводская испанская гитара превратилась в гитару мастерового класса (тут я очень себя начал хвалить, хотя без консультаций Павла Деснёва и Стаса Плодухина вряд ли бы что-то вышло).
Ко времени последнего обновления публикации у меня появилась гитара Andrés Marín 1900 года — прообраз этой Telesforo. Однако, толщина корпуса у неё еще меньше и тот же палисандр на корпусе. Видимо мода такая была такая, на квартирные (салонные) гитары. Скоро буду реставрировать её и еще одну очень интересную испанскую гитару в паре.
Стерильную фотосессию можно увидеть в разделе личной коллекции.