Johann Wurm — скрипичный мастер, родился и вырос в чешском городе Luby, который в свою очередь, со второй половины 17 века славился как культурный центр скрипичный мастеров. Город был австровенгерским, потом чешским, потом немецким(1938-1945), чехословацким и снова чешским. После войны с эвакуацией мастер переехал в Западную Германию, в г. Лохр-на-Майне, там и обосновался окончательно. Wurm известен как хороший скрипичный мастер, но как и Страдивари для разнообразия сделал несколько гитар. Одна из них досталась мне. Видимо отсюда в гитаре использованна очень качественная скрипичная древесина.
Вот в этом доме располагалась мастерская на втором этаже и магазин Musikhaus Wurm до октября 2005 г.
Сперва вынимаю старые лады, они латунные, кстати. Черное дерево охотно колется, когда вынимаешь лады таким варварским способом, как сделал я. Позже пришлось стачивать и наращивать накладку. Расскажу как было надо. А надо было ватной палочкой смочить накладку вдоль лада с двух сторон. Прогреть лад паяльником и после аккуратно вынуть. Вода от нагрева размягчает черное дерево и столярку под ладом, лад выскальзывает мягко и без последствий.
Дальше снимаю накладку с помощью шпателя и утюга. Стараюсь не покоцать дерево шпателем — чуть что, сразу подклеиваю. Времени заняло около часа. Накладка от нагрева полностью распрямилась, напомню, гриф был винтом назад.
Для надёжности накладку зажал в струбцины.
Теперь надо сделать подрозетник. При усыхании розетка немного порвала деку.
Подрозетник будет состоять из боковушек и центров. Роль боковушек — встать в распорку между пружинами, сдержать натяжение струн и помочь деке не сложиться. Направление волокон вдоль деки.
Все части подрозетника приклеены, заваливаю края, где могу достать. Если завалить края подрозетника до приклейки, то они набухнут от клея и завернутся.Что ж, пора реить деку. Рейки ставим не классические, клиновидные. Их всё равно выдавливает со временем. Рейки будут вфрезерованы на пол-деки и посажены на полиуретановый клей (ПУР). Хитрость в том, что ПУР при высыхании пенится и расширяется. Он приклеивает рейку, выдавливается в трещину под рейкой и вылазит небольшим грибком изнутри. Грибок выполняет роль сухаря. Вторая хитрость ПУРа в том, что он упругий, но не вязкий. Он отлично проводит звук и дышит вместе с декой при смене влажности.
Пора ободрать нашу красавицу
Всю покраску выполнял не я, а Павел Деснёв, признаюсь сразу. Сперва покрасим верхнюю деку. Лак укрепит её и дальнейшая работа с гитарой будет проще. Лак — кислотник. Да, и еще одно маленькое отступление. Древесина реек была светлее древесины деки, их надо тонировать отдельно, а после тонировать всё вместе. Мы тонировали их поверх грунтовки по трафарету. Но здесь есть подвох. Как бы точно мы бы их не тонировали, в итоге рейки всё равно на отсвет под разными углами будут переливаться отлично от деки и их будет заметно. Эффект цветного светофильтра.
Позже я подсмотрел способ состаривания дерева раствором марганцовки, здесь на форуме была ссылка на этот ролик, кстати. В теории дерево должно потемнеть в своей основе и в итоге рейка станет незаметной.
Напомню, что накладку я покоцал, когда вынимал лады. Края накладки были сильно завалены от времени. Лады в такую уже не встанут. Было принято решение строгать накладку и наращивать её с 3х сторон. Оригинальный рисунок накладки будет виден как и был. До накладки надо выпрямить гриф, который винтом. Прогреваю гриф утюгом, прям хорошо так, и вешаю груз на струбцине за голову, создав плечо силы.
Лады вставим латунные, аутентичные. Вставка ладов в чернуху - ответственное занятие.
Лады надо изогнуть в дугу, что бы при вставке не поднялись края.
Вколотить в накладку. Пролить торцы циакрилатом.
Шлифануть торцы, дать одинаковый угол завала. и.. в самом конце обязательная притирка и полировка ладов.
Корпус по задумке Иоганна был нарядно-красненьким. Это стало ясно, когда я циклевал и шлифовал обечайки и заднюю деку. До наших дней он дожил явно в не лучшем состоянии. Янтарный лак изрядно пожелтел, замутнился и внёс свои поправки. Так же красный тон был нанесён сразу на древесину, в результате чего пропали красивые переливы волнистого клёна. Он стал просто полосатым. Как слон. Ну ничего мы всё исправим. Я уже ободрал корпус почти до белого. Теперь мы его загрунтуем, затонируем и покроем лаком. Здесь повторится эффект цветного светофильтра, как в случае с рейками, но здесь он будет весьма уместен.
Да, зачистку грифа я не сфоткал. Гриф был покрыт тушью и при вышлифовке руки приобрели шахтёрский вид. Не до фотканья было. Скажу, что мы его покрыли грунтом, тоном и лаком. Как и всё остальное. Тонировать по живой древесине мы привычки не имеем.
Уже виден свет в конце тоннеля.
Пришлось попыхтеть с подгонкой подставки. Саму подставку мы выпрямили, вышлифовали. Оказалось, что подставка была наращена из-за отклонения и завинчивания грифа назад. Кстати, это редкость, обычно гриф ведёт в сторону натяжения струн.
С финальными аккордами, приклейкой подставки и притиркой ладов мне очень помог Стас Плодухин, коллега и ученик Павла. Большое ему спасибо!